Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
    
10
1617
24
31
       
 1234567890

Новости

Александр Плетешков: «Курс – на либерализацию антимонопольного законодательства»

20-03-2019 21:11

Александр Плетешков: «Курс – на либерализацию антимонопольного законодательства»

В Санкт-Петербурге начал работу первый в России Центр антимонопольного комплаенса. На базе СПбГЭУ знатоки антимонопольного права, ведущие преподаватели вуза, специалисты в бизнес-сфере разрабатывают программы, которые смогут лечь в основу комплекса мер, вводимых на предприятиях с целью предотвращения нарушения антимонопольного законодательства. А в ЛГУ им. Пушкина развернулась работа опять же первого в стране Центра по развитию конкуренции, который сконцентрируется на повышении квалификации госслужащих. О целях и первых шагах данных структур рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков.

– Александр Николаевич, на пути предупреждения нарушений антимонопольного законодательства большой акцент делается на образование. Чем отличаются цели Центра антимонопольного комплаенса и Центра развития конкуренции от целей профильных кафедр в вузах?

– Цель у них одна – снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, а вот задачи – разные. На кафедрах мы готовим специалистов, которые будут работать в сфере конкурентного права. В комплаенс-центре, который работает в СПбГЭУ, мы делаем акцент на работе с хозяйствующими субъектами, а в ЛГУ проходят курсы повышения квалификации для государственных служащих. Мы давно говорим, что у госслужащих нужно развивать проконкурентное мышление, учить их широко смотреть на повседневные задачи, оценивать перспективу тех или иных решений. Здесь же ведется научная работа – осуществляется мониторинг и оценка конкурентной среды на различных рынках Ленинградской области. Эти данные помогают нам в повседневной работе.

– Антимонопольный комплаенс – это комплекс неких мер, которые должны принять органы власти и хозяйствующие субъекты. Что это за меры?

– Если простыми словами – это внутренние нормативные документы, которые принимаются в органах власти и на предприятиях, где прописаны конкретные шаги и положения, направленные на снижение рисков нарушения законодательства. Здесь же должны быть указаны ответственные лица, прописаны мероприятия, направленные на повышения квалификации сотрудников. Кстати, на базе нескольких вузов работают центры оценки компетенции для проверки качества полученных знаний.

– Этот, назовем его, свод документов унифицирован или каждое предприятие разрабатывает его самостоятельно?

– Нет, строго образца нет, но в Центре антимонопольного комплаенса мы стараемся разработать образец, которым смогут руководствоваться и органы власти, и субъекты естественных монополий, и коммерческие предприятия. Напомню, что антимонопольный комплаенс обязателен в государственном секторе. В частном бизнесе это сугубо добровольная мера.

– Бизнес-сообщество проявляет заинтересованность в данной новелле?

– Да, мы видим заинтересованность некоторых крупных компаний. Оно и понятно, у них риски высокие и ответственность соответствующая, поэтому для них антимонопольный комплаенс – своего рода защита, способ предотвратить нарушения, а в случае чего – выйти из ситуации с минимальными потерями.

– Что это значит? Комплаенс освобождает от ответственности?

– Вовсе нет! Если предприятие или орган власти принимает антимонопольный комплаенс и следует намеченным путем, то риск нарушить законодательство сводится к минимуму. По крайней мере, мировой опыт свидетельствует о снижении количества нарушений. Если все же нарушения избежать не удалось, то при рассмотрении вопроса о привлечении виновника к ответственности, учитывается наличие этого документа. Но, могу уверить, что антимонопольный орган поймет, работающий ли комплаенс или он принят для отвода глаз и просто пылится на полке.

– Какие меры стимулирования предполагает законодательства хоз.субъектам, внедрившим комплаенс?

– Вы, наверное, заметили, что уже несколько лет курс ФАС России и ее территориальных органов направлен на либерализацию антимонопольного законодательства. Мы не стараемся наказать побольнее, мы стараемся предупредить нарушение. Например, в европейских странах и США предусмотрена возможность снижения оборотного штрафа при наличии у компании такого документа. Наверное, это и есть наиболее значимый фактор для бизнеса – смягчающие обстоятельства при определении административного наказания. Кроме того, комплаенс освобождает или значительно снижает частоту плановых проверок предприятия.

– Понятно, что какие-то выводы о работе Центра делать еще рано, но в целом механизм работает правильно?

– Да, безусловно. Мы уже видим снижение количества нарушений, ведь образовательная работа проводилась на разных площадках еще до решения создать отдельный центр. О системе комплаенса положительно отзываются и члены научно-экспертного совета по энергетики при Совете Федерации РФ. В общем, все это показывает, что мы идем в верном направлении и общими усилиями добьемся снижения количества нарушения антимонопольного законодательства.

Авторы: Татьяна Туктамышева

Комментарии

Оставить комментарий


Новости УФАС