Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Новости УФАС

Александр Плетешков: «Мы надеемся на экономическое чудо»

20.07.2018 11:57

Национальный план развития конкуренции, пожалуй, главный вектор работы ФАС России на ближайшие 2 года. Если коротко, то при успешной реализации этого грандиозного проекта в России может случиться «экономическое чудо». О мероприятиях, проводимых в Ленинградской области в рамках нацплана, о целях и задачах региональной антимонопольной службы в интервью газете «Вести» рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков.

– Александр Николаевич, почему Национальный план столь важен для развития экономики?

– О национальном плане развития конкуренции заговорили в конце 2017 года, когда Президент подписал Указ «Об основных направлениях развития государственной политики». С подобных документов начиналось так называемое «Экономическое чудо» в Японии, Южной Корее, Сингапуре. И при должной реализации этого Указа, мы надеемся, что по всем отраслям у нас будет такой же рывок в экономике. Основные нарушители антимонопольного законодательства – это органы власти. Так вот, прежде всего, в процессе реализации национального плана, количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти должно снизиться в 2 раза. Это, в свою очередь, приведет к изменению ситуации и на товарных рынках.

– Какие мероприятия проводятся в рамках нацплана в Ленинградской области?

– Ленинградским управлением ФАС проводится комплекс мероприятий. Одним из самых важных направлений является образование. Мы уже давно говорим, что госслужащих надо учить смотреть шире на повседневные задачи, оценивать перспективу тех или иных решений, в общем, нужно развивать проконкурентное мышление. Для этого в таких ВУЗах, как СПбГУ и Санкт-Петербургский государственный экономический университет открыты профильные кафедры для магистрантов, разработаны программы дополнительного образования. Всего же по стране работает порядка 50 кафедр антимонопольного регулирования. А на базе ЛГУ им. А.С. Пушкина до конца этого года откроется научный центр. В этом центре государственные и муниципальные служащие смогут повысить свою квалификацию. Здесь же будет проходить мониторинг и оценка конкурентной среды на различных рынках. Кроме того, на базе нескольких вузов начнут работу центры оценки компетенции для проверки качества полученных знаний. И очень приятно, что мы видим в этом вопросе заинтересованность региональной власти.

– Какие еще принимаются шаги для того, чтобы количество нарушений в сфере антимонопольного законодательства снизилось?

– Следующая важная инициатива, хотя она уже не нова, это введение антимонопольного комплаенса. Если заглянуть в англо-русский словарь, то вы увидите, что термин переводится, как повиновение. Мы же вкладываем в него иной смысл. Это не повиновение, это уважение закона, правовая культура. То есть предприятие, государственное или частное, разрабатывает у себя комплекс каких-то мероприятий, которые будут способствовать развитию конкуренции. И если в гос.секторе комплаенс – мера обязательная, то в частном бизнесе – сугубо добровольная. Но мы видим, что крупные компании, такие, как, например, завод Балтика, с готовностью приняли инициативу антимонопольной службы.

– Какие-то трудности возникают на пути к «экономическому чуду»?

– Конечно, трудности есть, куда же без этого. К сожалению, не во всех муниципальных районах Ленинградской области приняты программы развития бизнеса. А ведь это очень важно. Мы также видим, что некоторые районы просто не заинтересованы в появлении какого-то хоз.субъета, который составит здоровую конкуренцию имеющимся, принесет какие-то свежие идеи и успешно их реализует. Это проявляется, например, в том, что органы местного самоуправления не публикуют у себя на сайтах информацию о наличии свободного муниципального имущества, на которое предприниматель мог бы претендовать. И это серьезно затрудняет им планировать свою деятельность.

Но, опять же отмечу, заинтересованность властей региона имеется, в настоящее время на подписании у Губернатора Ленинградской области находится соглашение, которым мы – антимонопольщики и региональная власть – закрепим комплекс совместных мер, направленных на исполнение Указа. Тогда, я думаю, работа пойдет еще быстрее.

– Учеба, взаимодействие с властью – это, конечно, хорошо. Но есть же нарушения, которые совершаются намеренно. Как с этим бороться?

– Да, вы правы, предупредительным подходом, который мы активно используем для оперативного восстановления в правах заявителей и обучением государственных и муниципальных заказчиков, всех проблем не решить. В ряде вопросов придется действовать жестко. Я сейчас имею в виду такие серьезные нарушения, как сговоры. В настоящее время раскрытие и пресечение картелей – одна из основных наших задач. К лицам, уличенным в сговоре и не сознавшимся в своих действиях, грозит не только крупный штраф, но и уголовная ответственность. Также в ряде случаев мы будем применять институт дисквалификации должностных лиц. При этом добавлю, что за антиконкурентное поведение будут наказываться и заказчики. Это так называемые откаты. Как вы, наверное, знаете, в уголовный кодекс уже внесены соответствующие поправки.

– Итак, программа национального плана уже запущена, давайте в конце нашего разговора отметим позитивные моменты.

– Определенные достижения уже есть. Причем это заслуга не только антимонопольной службы, но и областного правительства. Наша область занимает высокое место в рейтинге наиболее инвестиционно-привлекательных регионов в стране. По многим показателям, закрепленным в Стандарте развития конкуренции, Ленинградская область превышает установленные минимальные значения. Так, например, 73% дачных хозяйств имеют доступ в интернет, в то время как по стандарту должно быть не менее 60. У нас развиты магазины шаговой доступности и более 30% покупок осуществляются в них. По стандарту минимальный показатель составляет не менее 20%.

Автор: Татьяна Туктамышева

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости УФАС