Выборы Губернатора Ленинградской области 13 сентября 2015 года


 1234567890

Выборы Губернатора Ленинградской области 13 сентября 2015 года

 

МОЛОДЕЖЬ И ВЫБОРЫ

13 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА – ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Молодые граждане в любой стране – это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, и ее роль и участие в избирательном, политическом процессе трудно переоценить, ведь именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения.

С 2007 года граждане до 35 лет является самой большой группой российских избирателей. Почти 30% всех избирателей, которые ходят на выборы в России – это молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. В Ленинградской области один миллион триста тринадцать тысяч избирателей, среди которых молодых избирателей от 18-ти до 30-ти насчитывается более 450-ти тысяч человек.

23 июля т.г. на Всероссийском образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» Председатель ЦИК России Владимир Чуров начал встречу с обсуждения роли молодежи в политической системе страны: «Самая главная задача молодежи – быть хорошими избирателями, причем не просто проголосовать, а проголосовать с умом. Часто говорят «голосуй сердцем», но голосовать нужно не сердцем, а головой. Это главный принцип нормальных выборов. Подводя итоги, Владимир Чуров ответил на вопрос: почему нельзя пренебрегать обязанностью ходить на выборы? «Выборы – это основа государства. Не участвуя в них, ты предаешь предков, которые воевали за право сделать выбор, предаешь самого себя и будущее страны. Ты должен выбрать власть, которая обеспечит жизнь следующим поколениям. Давайте не будем предателями и проявим активность на выборах!», - говорит глава Центризбиркома России.

В соответствии с российским избирательным законодательством постоянным направлением работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов российской Федерации является правовое обучение избирателей. Значительное место в этой деятельности занимала и занимает работа с молодыми гражданами России в возрасте от 18 до 35 лет, а также с будущими избирателями.

Так, в целях повышения уровня гражданской ответственности и электоральной активности молодых избирателей, интереса к избирательной системе и избирательному процессу, их правового просвещения, Центризбиркомом России в 2014 году утверждена Молодёжная электоральная концепция на 2014-2018 годы. Разработан План мероприятий по реализации концепции.

Основными направлениями реализации Молодежной электоральной концепции являются: правовое просвещение и обучение молодых и будущих избирателей, привлечение молодежи к работе в избирательных комиссиях, создание молодежных избирательных комиссий, взаимодействие с молодежными парламентами, оказание правового, информационно-методического содействия политическим партиям в подготовке молодых кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, обучение молодых наблюдателей и журналистов, подготовка учебно-методических материалов, внедрение в обучение интернет-технологий. В Концепции подчеркивается важная роль образовательных организаций в формировании правового сознания молодежи. Одним из направлений Концепции также является проведение Всероссийского Дня молодого избирателя избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в ходе которого реализуется широкий спектр мероприятий, это: олимпиады, семинары, викторины, конкурсы, классные часы, дни открытых дверей в избирательных комиссиях, выставки, деловые игры и многое другое.

На протяжении многих лет приоритетным направлением работы Избирательной комиссии Ленинградской области, как в ходе выборов, так и в межвыборный период, является работа по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей. В этих целях Леноблизбиркомом совместно с профильными комитетами Администрации Ленинградской области, территориальными избирательными комиссиями, администрациями муниципальных образований проводятся большое количество мероприятий как в традиционных формах, так и в новых. Например, одним из новых мероприятий для молодежи в этом году, стало организованное Леноблизбиркомом посещение старшеклассниками Ленинградской области Государственного музея политической истории России в Санкт-Петербурге и участие в ролевой игре «Мы выбираем - нас выбирают», которая воспроизводит ход современной избирательной кампании.  Традиционным и пользующимся  большим интересом мероприятием, проводимым Леноблизбиркомом в рамках работы по повышению правовой культуры молодых избирателей, является  региональная олимпиада школьников и учащихся системы начального и среднего профессионального образования по избирательному праву, которая в этом году пройдет уже в 18-й раз. Очень востребован активной молодежью нашей области Фестиваль молодых избирателей Ленинградской области, который в этом году Леноблизбирком проводил уже в 7-й раз.

Избирательная комиссия Ленинградской области надеется, что молодые избиратели обязательно придут на избирательные участки 13 сентября т.г., чтобы проголосовать за кандидата на должность Губернатора Ленинградской области. Заместитель председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Владимир Скоробогатов отмечает: «Невозможно быть настоящим гражданином своей страны,  находясь в стороне от событий, которые происходят вокруг Вас. Наше будущее во многом зависит от того, насколько активными и политически грамотными будут сегодняшние молодые избиратели. Мы видим и рады тому, что в настоящее время формируется новое поколение молодых инициативных граждан, неравнодушных и ответственных за себя, свою страну, родной край. Приглашаю всех молодых избирателей Ленинградской области прийти на избирательные участки в день голосования 13 сентября и сделать осознанный выбор».

О том, почему не стоит пренебрегать своим правом выбора, мы решили узнать у некоторых представителей активной молодежи Ленинградской области.

Евгений Носиков, инспектор Комитета по культуре, спорту и молодежной политике администрации Сланцевского района, председатель Молодежного парламента при Законодательном собрании Ленинградской области 2012-2015гг:

«Выбирать, реализовать свое конституционное право – это мой осознанный выбор. Я хочу влиять на те процессы, которые происходят в нашей стране, в регионе, в муниципальных образованиях. Да, были в нашей стране нестабильные периоды, но все это в прошлом. Жизнь меняется к лучшему. Но все хорошее необходимо менять самостоятельно. Выбрать наиболее приемлемую для нашего региона программу, определиться с кандидатом, чья позиция наиболее вам близка, и отдать за него свой голос в день выборов - это может сделать каждый из нас».

Валентина Степанова, член Молодежного совета Гатчинского муниципального района Ленинградской области:

«Разве я могу остаться в стороне, когда определяется мое будущее, будущее моего района, Ленинградской области. Даже России, в какой-то мере. Любой здравомыслящий человек должен понимать, что игнорировать дарованное нам право выбирать – просто недопустимо. Поэтому я стараюсь убеждать всех своих знакомых, что прийти на избирательные участки в день голосования – обязанность каждого гражданина. Я стараюсь зарядить своих друзей чувством патриотизма, гражданской ответственности. Объясняю, что активная гражданская позиция - это не просто красивые слова. Это конкретные дела. И одним из важнейших таких дел для нас становится участие в выборах. А сделать нужно немногое - прийти на избирательный участок и проголосовать за того кандидата, которому ты веришь. За того, кто будет действительно служить на благо нашего региона».

Михаил Носов, председатель Молодежной избирательной комиссии Ленинградской области:

«Для меня возможность проголосовать в день выборов – это возможность принять участие в определении стратегии развития Ленинградской области на следующие 5 лет. Но важно не просто выбрать того или иного кандидата. Своими голосами мы показываем, чья программа нам близка, с чем мы согласны или не согласны. И чем больше людей приходят на выборы, тем объективнее общая картина. Тем больше ясности, каким же все-таки курсом должна идти Ленинградская область в последующие годы».

Максим Коноплёв, член Молодежного парламента при Законодательном Собрании Ленинградской области:

«Для меня участвовать в выборах – это не просто прийти в день голосования на избирательный участок и отдать свой голос. К выборам нельзя относиться формально, для галочки. Нужно понимать, что мы на самом деле выбираем нашу власть. Доверяем какому-то конкретному человеку принимать судьбоносные решения, которые потом найдут отражение в нашей жизни, в жизни всех граждан Ленинградской области. Поэтому я активно посещаю встречи кандидатов с избирателями, внимательно изучаю предвыборные программы, стараюсь их анализировать и отмечаю, чья программа, на мой взгляд, наиболее подходит нашему региону. На основании своих выводов я приду на избирательный участок и приму самое верное для меня решение. Я верю, что на самом деле за нас еще абсолютно ничего не решено. И только мы, избиратели, будем решать, кто действительно достоин возглавлять Ленинградскую область следующие 5 лет». 

Николай Рубан, председатель Молодежного совета при администрации Всеволожского муниципального района:

«Я считаю себя человеком с активной жизненной позицией. Я знаю, что, если сам не сделаю свой выбор в день голосования, его сделают за меня другие. Но это будет уже не мой выбор, и мое мнение при этом не будет учтено. Поэтому я не просто довольствуюсь ролью рядового избирателя, я буду активно агитировать всех своих знакомых принять участие в голосовании. И особенно представителей молодежи. Я убежден, что именно молодежь должна выбирать, каким будет ее будущее. Будущее, которое очень скоро станет настоящим».

Виктория Полякова,
Александр Телегин

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В настоящее время многие страны активно разрабатывают национальные проекты электронного голосования избирателей, в том числе интернет-голосование. Наша страна также находится в числе государств, заинтересованных в развитии электронного голосования, активно осваивает информационные технологии при организации и проведении выборов.

В данном материале мы рассмотрим практику применения электронного голосования на выборах в России и за рубежом.

Электронное голосование может проводиться на избирательном участке с использованием: бумажно-электронной системы голосования (система оптического сканирования), системы голосования с прямой записью (прямой записи через сенсорный экран или кнопочный терминал).  Самостоятельным видом электронного голосования является дистанционное голосование (без присутствия избирателя на избирательном участке) с использованием сети Интернет (далее – интернет-голосование) или других каналов связи (например, телефонная линия, мобильная телефонная связь).

Технические средства подсчета голосов

В нашей стране в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе «Выборы» для автоматизации избирательного процесса применяется ГАС «Выборы», а также технические средства подсчета голосов – комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) - система оптического сканирования, автоматически считывающая информацию с бумажного бюллетеня, а также комплексы электронного голосования (КЭГ) – система прямой записи через сенсорный экран (без использования бумажного бюллетеня).

КОИБы и КЭГи многократно использовались на выборах во многих регионах России. В Единый день голосования 13 сентября т.г. эти технические средства подсчета голосов будут использоваться практически в половине субъектов Российской Федерации, всего на 2,5 тысячах избирательных участков.

В Ленинградской области голосование с использованием КОИБов успешно проводилось в ходе выборов всех уровней, начиная с 1996 года.  Так, КОИБы использовались: в ходе выборов Губернатора Ленинградской области (в 1996, 1999, 2003 годах), депутатов Законодательного собрания Ленинградской области (в 1997, 2001, 2007, 2011 годах), выборов Президента Российской Федерации в 2008, 2012 годах, а также выборов в органы местного самоуправления Ленинградской области, в том числе в 2014 году.

В Ленинградской области при голосовании на выборах Губернатора Ленинградской области 13 сентября 2015 года комплексы обработки избирательных бюллетеней будут применяться на всех 24-х избирательных участках Сосновоборского городского округа, на 11 избирательных участках города Кингисеппа, на 8 избирательных участках города Кировска. Также они будут размещены на 2-х избирательных участках Большеижорского и на 5 избирательных участках Лебяженского городских поселений Ломоносовского муниципального района.

Электронные формы голосования непосредственно на избирательных участках (то есть с применением специальных машин для голосования) используются  действительно в крупных масштабах во многих странах.  При этом интернет-голосование распространено в значительно меньшей степени.

В Бразилии электронная система голосования (электронная урна без бумажных бюллетеней) внедрялась в Бразилии постепенно: в 1996 году она прошла успешную апробацию на муниципальных выборах, а в 2002 году была использована на общенациональных выборах главы государства, губернаторов всех 27 штатов страны, двух третей состава сената Национального конгресса, полный состав палаты депутатов Национального конгресса, депутатов представительных органов штатов Бразилии.

В 2009 году на выборах нижней палаты парламента Индии второй раз в истории страны (первый раз - в 2004 году) голосование 714 миллионов избирателей проводилось при помощи электронных устройств для голосования.

Законодательство США с 2006 года предусматривает оборудование всех избирательных участков электронной системой голосования, за исключением ряда штатов, где, например, избиратели голосуют по почте. В 41 штате применяются оптические комплексы для электронного голосования (наряду с сенсорными комплексами для голосования), включая 17 штатов, где они используются на всех избирательных участках. При этом, 18 штатов из 26-ти, использующих сенсорные технические средства голосования, приняли законодательные положения о том, что комплексы для электронного голосования должны быть снабжены бумажным носителем (в 9-ти штатах сенсорные комплексы для электронного голосования являются единственным средством для голосования избирателей). В целом около 93% избирателей принимают участие в голосовании при помощи электронных средств голосования и подсчета голосов избирателей.

В Австралии система электронного голосования впервые была использована на парламентских выборах в октябре 2001 года и повторно применялась на выборах в 2004 году. В ходе процедуры голосования использовались обычные персональные компьютеры в качестве терминалов (пунктов) для голосования.  

Нидерланды использовали электронные машины для голосования на избирательных участках, начиная еще с конца 1980-1990-х годов. 

Во Франции комплексы для электронного голосования впервые использовались на региональных и местных выборах в 2004 году, затем также на парламентских выборах в 2006 году и прошедших в 2007 году президентских выборах, когда 1,5 млн избирателей (3%) из 83 городов использовали электронное голосование.

В 2010 году в Республике Филиппины прошли первые в Юго-Восточной Азии выборы с использованием технических устройств для электронного голосования. В этот день состоялись выборы Президента и 15-го Конгресса (Парламента) Республики Филиппины, а также местные выборы во всех провинциях (выборы губернаторов), городах и муниципалитетах. На этих выборах было развернуто 80-ти тысяч технических устройств электронного голосования (сканирующее устройство типа российского КОИБа).

Дистанционное голосование

Целесообразность внедрения в Российской Федерации системы дистанционного электронного голосования с целью обеспечения дополнительной возможности участия избирателей в выборах без посещения помещения для голосования вызвана тем, что число избирательных участков, образуемых на выборах для голосования российских граждан, проживающих за рубежом, а также находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, составляет не менее одного процента; примерно столько же избирательных участков при проведении федеральных выборов организуется на судах, находящихся в плавании. Нельзя оставить без внимания и интерес молодых избирателей к современным средствам голосования, для которых Интернет, мобильная связь стали повседневными источниками информации, средством коммуникации.

Первым опытом использования интернет-технологий в практике отечественных выборов стал эксперимент по электронному опросу избирателей в ходе муниципальных выборов в городе Новомосковске Тульской области 12 октября 2008 года. Кроме того, в ходе единого дня голосования 1 марта 2009 года эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием сети Интернет был проведен: в Волгоградской, Вологодской, Томской областях (для проведения электронного опроса избирателей использовались компакт-диски), в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (эксперимент проводился с помощью электронных социальных карт), во Владимирской области (с использованием мобильной связи). Продолжением активного освоения информационных технологий при организации и проведении выборов в нашей стране стал эксперимент по электронному опросу избирателей с применением сети Интернет посредством мобильной связи в городе Кингисеппе Ленинградской области. Опрос проводился в день выборов в органы местного самоуправления 11 октября 2009 года.

На Всероссийском образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» 14 июля 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин провёл встречу с участниками смены «Молодые учёные и преподаватели в области IT-технологий». Обсуждались актуальные вопросы развития информационно-коммуникационной отрасли. В ходе встречи глава государства допустил возможность голосования на выборах через интернет. При этом он отметил необходимость обсуждения этих вопросов со специалистами по защите информации, с ЦИК России, депутатами Государственной Думы.

В ходе вышеуказанного форума 23 июля 2015 года Председатель ЦИК России Владимир Чуров провел дискуссию с молодыми депутатами и политическими лидерами. В ходе дискуссии глава Центризбиркома остановился на перспективах интернет-голосования. По его мнению, такая форма волеизъявления особо востребована для организации голосования в отделенных и труднодоступных местностях, а также за пределами территории страны. «Это поможет существенно снизить расходы на организацию выборов», - считает Владимир Чуров.

Электронное дистанционное голосование применяется во многих странах, но часто только для отдельных территорий или определенных категорий граждан.

В США первым опытом интернет-голосования стали предварительные выборы Демократической партии США в штате Аризона в марте 2000 года. В феврале  2008 года было организовано интернет-голосование на первичных выборах для избирателей-демократов, находящихся за границей.

В США перед выборами в 2004 году рассматривались вопросы разработки технологического решения для голосования с использованием интернета. Эта схема могла быть использована для обеспечения голосования военнослужащих, находящихся за рубежом. Данное технологическое решение было проанализировано группой экспертов. Часть этих экспертов отметили возможность хакерских и вирусных атак на персональный компьютер избирателя, а также тот факт, что использование специально разработанного, контролируемого организациями-поставщиками программного обеспечения в неконтролируемой среде интернета крайне уязвимо.

В 2010 году группа студентов Мичиганского университета смогла осуществить учебную атаку на пилотную систему интернет-голосования в Вашингтоне и беспрепятственно проникнуть в интернет-систему голосования, предназначенную для американских военных и других граждан, находящихся за рубежом. Эта система проходила тестирование и планировалась к использованию всего в четырёх штатах. Несмотря на этот инцидент представители Национального комитета Демократической партии из Айовы выдвинули предложение  о проведении следующих выборов президента США, в ноябре 2016 года, с использованием интернета, поскольку онлайн-голосование облегчит голосование для американцев, которые проживают за пределами США.

Во Франции с 2003 года интернет-голосование используется для граждан, находящихся за границей (около 800 тысяч человек).

В Великобритании в 2002 году в ряде районов было разрешено голосование через Интернет (с домашних компьютеров) и мобильные телефоны (посредством смс-сообщений). С 2000 года в Великобритании было осуществлено более 150 проектов по использованию электронного голосования, 14 из них включали применение сети Интернет: голосование с любого компьютера с помощью персонального пароля, получаемого одновременно с карточкой для голосования. Однако в дальнейшем эксперименты с электронным голосованием не проводились.

В Эстонии интернет-голосование было использовано в ходе досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления в 2005 году. Интернет-голосование на выборах в Парламент Эстонии (Рийгикогу) в 2007 году стало первым в мире случаем использования сети Интернет в общегосударственном масштабе в качестве способа голосования на парламентских выборах (такой вид голосования предпочли около 3% избирателей). В марте 2015 года выборы в эстонский парламент также прошли с использованием Интернета. Стоит отметить, что две доминирующие политические партии Эстонии выступают против выборов с использованием интернета. 

В Нидерландах на выборах в Европейский парламент в 2005 году избирателям, проживающим за рубежом, предоставлялись возможности проголосовать либо через Интернет, либо с использованием телефона. В ходе муниципальных выборов в 2006 году интернет-голосование было вновь опробовано: 63% зарегистрированных избирателей из-за рубежа подали заявку для голосования посредством Интернета. Из них 92% в итоге воспользовались этим видом голосования.

В Швейцарии в ноябре 2005 года проводился федеральный референдум, в ходе которого все избиратели в четырех муниципалитетах имели возможность голосовать через Интернет, и 23 процента из всех проголосовавших, воспользовались этой возможностью. В шести предыдущих референдумах, на которых предоставлялась возможность проголосовать  с использованием Интернета, просматривалась та же пропорция.  Таким образом, электронные формы голосования использовались в Швейцарии всего семь раз, причем последние два раза на национальном уровне. Данные технологические решения были протестированы исключительно в пределах референдумов, экспериментов на выборах в представительные органы власти ранее не проводилось.

В Австралии с 2004 года парламентский комитет по выборам занимался подготовкой необходимой нормативной базы для возможности интернет-голосования военнослужащих за рубежом, а также для слепых и слабовидящих избирателей. В 2007 году был принят специальный закон и осенью того же года данный вид голосования был использован на парламентских выборах. Однако следует отметить, что этот закон был принят только применительно к выборам 2007 года.

В Канаде первое интернет-голосование состоялось в 2003 году во время выборов главы Новой демократической партии. В ходе этого голосования возникли серьезные нарушения коммуникаций через интернет, спровоцированные действиями вируса. Избиратели почти весь день не могли зарегистрироваться в избирательной системе. Когда проблема была решена, оказалось, что время, отведённое на голосование, закончилось 45 минут назад. Тем не менее, результаты выборов были признаны легитимными.

В Швеции существует относительно небольшой интерес к внедрению в избирательную практику электронных форм голосования.  Комитет, который был учрежден для рассмотрения концепции нового избирательного закона, объявил в своем окончательном докладе, что формы электронного голосования не следует внедрять на общегосударственных выборах. Этот комитет, в частности, указывает на наличие ряда проблем, возникающих относительно соблюдения тайны голосования, возможной фальсификации итогов голосования, проблем безопасности, связанные с технологической стороной вопроса. В дальнейшем внедрение системы электронного голосования в Швеции было прекращено.

Мировой опыт показывает, что для внедрения и эффективного использования интернет-голосования требуется долгая и согласованная работа государства, политических и общественных организаций, экспертного сообщества по преодолению технических, организационных и правовых проблем, возникающих на пути внедрения данной системы.

Прежде всего это техническая работоспособность и надежность системы, которая должна быть защищена от возможных вирусов, несанкционированного вмешательства в ее работу. В политико-правовом аспекте должны быть решены вопросы обеспечения тайны голосования, нормативного регулирования процедуры интернет-голосования, защиты от манипуляций результатами голосования, восприятия и доверия граждан к такому виду голосования. На следующем этапе развития эксперимента возможна разработка нормативных и технологических основ дистанционной формы электронного голосования. 

Виктория Полякова,
Ксения Казанкова

ГУБЕРНАТОРСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Выборы губернатора - одно из самых важных событий в политической жизни любого региона. Ведь от того, кто встанет у руля субъекта Федерации, во многом зависит развитие этой территории на несколько лет вперед. На столь ответственной должности не должно быть «случайных людей», и действующие нормы законодательства направлены на соблюдение этого принципа. Рассмотрим роль и права политических партий в губернаторских выборах.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов или списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В то же время, участие в выборах - одна из основных целей любой политической партии.

Этот же закон оговаривает для любой политической партии следующие условия: необходимо иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, в составе партии должно быть не менее 500 членов, ее руководство и иные органы должны находиться на территории России.

Прежде, чем партия сможет участвовать в выборах, она обязательно должна пройти государственную регистрацию в Минюсте Российской Федерации и отдельно - в каждом из регионов, где созданы ее региональные отделения.

В Ленинградской области осуществляют свою деятельность 53 региональных отделения политических партий.

Главы большинства субъектов Российской Федерации, в том числе Ленинградской области, избираются гражданами, проживающими на их территории и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, путем тайного голосования. В соответствии с областным законом «О выборах Губернатора Ленинградской области» кандидатов на должность Губернатора Ленинградской области могут выдвигать только политические партии и их региональные отделения, если это прописано в их уставе.

Для выдвижения кандидату от той или иной партии необходимо собрать определенное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав МО, находящихся на территории субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Согласно закону «О выборах Губернатора Ленинградской области» таких подписей должно быть не менее 161, 45 из них – должны быть подписи депутатов советов депутатов муниципальных районов, городского округа. Эти депутаты должны представлять не менее чем 14 муниципальных районов Ленинградской области или не менее чем 13 муниципальных районов и Сосновоборский городской округ. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом в губернаторы гражданина, являющегося членом другой партии.

В ходе избирательной кампании по досрочным выборам Губернатора Ленинградской области Леноблизбиркомом зарегистрировано 5 кандидатов. Это:

Габитов Александр Фирович, выдвинут политической партией «Гражданская платформа», Дрозденко Александр Юрьевич, выдвинут региональным отделением политической партии «Единая Россия», Кузьмин Николай Алексеевич, выдвинут региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Лебедев Андрей Ярославович, выдвинут региональным отделением политической партии «ЛДПР - Либерально-демократическая партия России», Перминов Александр Александрович, выдвинут региональным отделением политической партии «Справедливая Россия».

При выдвижении кандидата политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети Интернет. На выборах Губернатора Ленинградской области это должно быть сделано не позднее 2 сентября.

Участие любой партии в выборах является не только важнейшей частью ее деятельности, но и фактически условием ее существования: если на протяжении семи лет подряд партия не участвует в выборах, то она подлежит ликвидации.

В статье 8 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» сказано, что деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Гарантии равенства в правах, в том числе во время избирательной кампании, для политических партий в Российской Федерации закреплены законодательно. Они выражаются, в частности, в равных правах в период предвыборной агитации, в возможности регистрировать одинаковое количество доверенных лиц, в возможности участия в выборах наблюдателей. Равные права для действующих легитимно политических партий - один из основополагающих признаков цивилизованного общества.

Подготовил Михаил Козлов

ГУБЕРНАТОРСКИЕ ВЫБОРЫ В ЛЕНОБЛАСТИ — В ОДНОМ РИТМЕ СО СТРАНОЙ

Вот уже четверть века Россия живет в новых политических реалиях, одна из главнейших - выборы глав исполнительной власти регионов.  Сегодня мы проследим весь путь становления и развития этого процесса, начиная с 1990-х годов и до наших дней.  

Основные вехи выборного процесса

12 июня 1990 года произошло судьбоносное для нашей страны событие - была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. С этого момента страна начинает разрабатывать законы, регламентирующие процедуру формирования института главы исполнительной власти в регионах. К законодательному процессу постепенно включаются и субъекты Федерации. 

Ленинградскую область с 5 августа 1989 года по 20 октября 1991 года возглавлял Юрий Федорович Яров — сначала как председатель исполнительного комитета областного Совета народных депутатов, а с апреля 1990 года как председатель областного Совета народных депутатов.

20 октября 1991 года была введена должность главы областной администрации, которую по 29 сентября 1996 года занимал Александр Семенович Беляков.    

В 1994 году Устав Ленинградской области утвердил новую должность — губернатор региона, что нашло свое отражение и в законодательстве, в соответствии с которым жители области должны были избирать губернатора на срок 4 года.

Стоит отметить, что впервые выборы глав субъектов прошли 12 июня 1991 года в городах Москве и Санкт-Петербурге одновременно с выборами Президента РСФСР. В период с 1991 по 1996 год, в связи с тем, что должность Президента была введена не во всех республиках, а главы администраций большинства краев и областей назначались Президентом России, выборы в регионах проводились эпизодически.

Первые выборы губернатора Ленинградской области состоялись 29 сентября 1996 года, на этот пост был избран Вадим Анатольевич Густов. Спустя 2 года он сложил с себя полномочия в связи с переходом на должность первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации.

Исполнять обязанности губернатора области стал Валерий Павлович Сердюков, который на выборах 19 сентября 1999 года был избран губернатором. Четырьмя годами позже – в 2003 году – его снова избрали на эту должность на третьих по счету выборах главы Ленинградской области.    

В 2004 году порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации был изменен по инициативе Президента России Владимира Путина. Согласно принятому в декабре 2004 года закону главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждались на должность решениями законодательных органов власти по предложению Президента. В январе 2005 года в Ненецком автономном округе прошли последние прямые губернаторские выборы, а затем в течение семи лет, до 2012 года, прямые выборы руководителей регионов в стране не проводились.

В январе 2006 года вступил в силу закон Ленинградской области №128-оз, внесший изменения в Устав области, в соответствии с которыми губернатор должен назначаться на должность Законодательным собранием региона по предложению Президента России.

Валерий Сердюков поставил перед первым лицом государства вопрос о доверии 21 июня 2007 года. Через две недели Президент страны Владимир Путин внес кандидатуру Сердюкова на утверждение в должности губернатора Ленинградской области, и 9 июля 2007 года депутаты Законодательного собрания Ленинградской области утвердили его в этой должности.

Федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов, парламентарии приняли по инициативе Президента России в апреле 2012 года. Первые выборы высших должностных лиц должны были состояться 14 октября указанного года в тех субъектах Российской Федерации, где срок истечения полномочий действующих высших должностных лиц истекал с 1 июня по 31 декабря 2012 года.

5 мая 2012 года в связи с окончанием срока полномочий Валерия Сердюкова, Президент России внес на рассмотрение областных парламентариев кандидатуру Александра Дрозденко на пост губернатора Ленобласти. На этом посту региональное Законодательное собрание утвердило его 12 мая 2012 года, и уже 28 мая Александр Дрозденко вступил в должность губернатора.      

Как избирают губернатора 47 региона

В соответствии со ст. 19 Устава Ленинградской области губернатор Ленинградской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ленобласти и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Возглавить область, успешно пройдя процедуру выборов, может гражданин России, достигший возраста 30 лет, отвечающий требованиям, которые установлены федеральным законом для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Выборы губернатора Ленинградской области проводятся на основании и в соответствии с федеральными законами, Уставом Ленинградской области и областным законом «О выборах Губернатора Ленинградской области».

Губернатор Ленинградской области избирается сроком на пять лет. Срок его полномочий исчисляется со дня вступления в должность. Губернатор считается вступившим в должность с момента принесения присяги на заседании Законодательного собрания Ленинградской области. Одно и то же лицо не вправе занимать должность губернатора Ленинградской области более двух сроков подряд.

Михаил Козлов