Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
             


 1234567890

Новости

Александр Дрозденко – об экономике, Рюрике, родителях, айпаде и смысле жизни

31.07.2012 13:56

В канун празднования 85-летия Ленинградской области  Губернатор Ленинградской области Александр ДРОЗДЕНКО дал эксклюзивное интервью «Леноблинформ».

Разговор наш состоялся спустя два месяца и два дня с момента вступления Александра Дрозденко в должность главы региона и, естественно, начался с вопроса об этих двух месяцах…

- Александр Юрьевич! Вы на разнообразных руководящих постах во властных структурах Ленобласти работаете уже почти 25 лет: были и председателем городского совета, и главой районной администрации, последние 10 лет – вице-губернатором. Перед тем как Вы сели в кресло губернатора – у Вас уже, наверняка, было свое представление о работе главы региона. С какими неожиданностями Вы столкнулись за первые два месяца работы губернатором и как они повлияли на ваше видение первоочередных и стратегических задач, которые необходимо решить в Ленинградской области? Соответственно, как Вы сегодня формулируете эти первоочередные и стратегические задачи, стоящие перед регионом?

- Стратегические задачи я сформулировал в виде 10 основных пунктов, а именно:

- реформа местного самоуправления, которая позволит сделать так, чтобы полномочия органов МСУ были подкреплены финансовыми ресурсами;
- корректировка закона об инвестиционной деятельности с тем, чтобы простимулировать инвесторов открывать новые производства в экономически слабых, отдаленных районах;
- создание земельной биржи;
- формирование дорожного фонда таким образом, чтобы все лесопользователи, недропользователи, крупные инвесторы отчисляли туда средства на ремонт дорог;
- развитие постоянно действующих «точек роста» – девелоперских зон - площадок с инженерной инфраструктурой для промышленного развития;
- переход, при формировании бюджета области с ведомственных на отраслевые программы, нацеленные на конкретные конечные цели;
- формирование «открытого правительства», предусматривающее возможность диалога с населением и оказание госуслуг с помощью современных средств коммуникации;
- повышение уровня жизни по качественным показателям;
- переход на оценку работы органов управления по их эффективности;
- внимание к вопросам экологии, несколько забытым в угоду экономике.

Отдельным пунктом я бы назвал еще выстраивание конструктивных взаимоотношений между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом.

Если сравнивать работу, скажем, главы администрации района и губернатора, то структура проблем, которые приходится решать, схожая. Разве что, добавляется политический аспект. Однако – объем работы и ответственность у губернатора, конечно, несоизмеримо выше.

За первые два месяца я понял: невозможно брать решение всех вопросов на себя и, главное в работе губернатора – это создание эффективной команды управленцев, причем не только на уровне вице-губернаторов, но и на уровне отраслевых комитетов. Если такая команда будет сформирована – губернатор сможет работать эффективно. Идеи, как и что делать, у нас есть – часть из них была заложена еще командой Валерия Сердюкова, часть – привнесли новые люди, пришедшие в мою команду и те, кто остался работать из прежнего состава правительства, но по разным причинам, раньше реализовать свои полезные идеи не мог.

Самое для меня сложное сегодня - удержаться от соблазна заняться вместо решения глобальных, системных проблем решением проблем частных. Конечно, когда я вижу у себя в почте обращение многодетной семьи с шестью детьми, у которой сгорел дом – сразу хочется помочь (и такая помощь точечно будет оказана).

/Речь идет об обращении жительницы Волховского района, оставленном среди других наказов А.Ю. Дрозденко на портале «Леноблинформ» и переданном губернатору главным редактором «Вестей» и «Леноблинформа» А.В. Башниным. - прим. ред./

Но я прекрасно понимаю, что даже такая семья в Ленинградской области – не единственная. И вопрос нужно решать системно. Сгорел дом у многодетной семьи – должна быть четко отлаженная система предоставления жилья. Родилась тройня – родителям выделяется новая квартира, опять-таки, по четко налаженной системе. И так во всем – вплоть до распределения бюджетных ресурсов между муниципальными образованиями: там, где работают хорошо и эффективно – получают большую по объемам поддержку.

Власть тогда эффективна, когда она незаметна, когда люди про нее забывают: не пишут губернатору, не ходят на прием к главе района. Этот принцип я старался проводить в жизнь, еще когда работал главой администрации Кингисеппского района: работу власти можно считать хорошей, только если жители власть не вспоминают – а, значит, у них все нормально.

- Каково Ваше видение схемы взаимодействия правительства с муниципальными образованиями? 

- Чтобы органы местного самоуправления эффективно работали, нужно чтобы их полномочия совпадали с их возможностями.

Если  у меня, как у главы местного самоуправления, есть полномочия в сфере ЖКХ, благоустройства, социальной защиты и т.д., то эти полномочия должны быть подкреплены финансовыми ресурсами, хотя бы тем минимумом, который гарантирует социальные стандарты населению. Если же полномочия есть, а ресурсов нет, то, как бы я ни старался, моя работа будет неэффективной, более того – моими действиями или, если хотите, моим бездействием будет дискредитироваться власть.

Для меня, как губернатора, реформа местного самоуправления - это возможность изменить отношение людей к власти. Если жители будут видеть, что на местах что-то решается, то эта власть - эффективна, а если они постоянно видят, что власть с решением насущных проблем не справляется, то зачем она нужна, такая власть?

Мы должны объективно оценить свои возможности – и там, где нужно - укрупнить муниципальные образования, невзирая на личности руководителей органов МСУ, ко многим из которых я отношусь с огромным уважением. Но вне зависимости от того, кто и как долго возглавляет те или иные муниципальные образования, там, где жизнь диктует нам необходимость укрупнения, слияния – такие реформы надо проводить в жизнь. Иначе люди нас не поймут.

- С Вашим приходом к руководству области, наряду с 85-летием субъекта Федерации, начали активнее готовиться к празднованию 1150-летия Российской государственности. Вы эту тему ведете последние два месяца. Почему она так важна, с Вашей точки зрения, для региона?

- Непосредственно к 1150-летию Российской государственности мы, к сожалению, вряд ли успеем сделать что-либо существенное: в федеральную программу область не попала, а собственные средства у нас заложены небольшие.

Однако за этот короткий период несколько очень важных вещей нам удалось сделать: в Старой Ладоге побывал секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев, появилось поручение Президента РФ Владимира Путина своим помощникам и отраслевым министрам Правительства рассмотреть концепцию развития Старой Ладоги.

С моей точки зрения, любая область должна обладать некоторым набором качеств. Во-первых иметь свои экономические плюсы. Наш экономический плюс – территориальное расположение и отношение правительства к инвесторам. Во-вторых, реализовывать значимые социальные программы. В нашем случае – это поддержка малоимущих, обездоленных людей, которые даже в самые сложные годы получали помощь из бюджета. В-третьих, нужно иметь знаковые города-лидеры: у нас это Тосно, Выборг, Гатчина и другие. Кроме того, нужны точки экономического роста, проекты, значимые для всей России, такие, например, как наш порт в Усть-Луге. Но этого всего недостаточно. С каждой областью должны быть связаны незыблемые, остающиеся в веках исторические вехи. На сегодня у Ленинградской области есть только одна такая историческая, незыблемая веха  – это годы Великой Отечественной войны. Однако, по моему глубокому убеждению, наряду с памятью о Великой Отечественной войне, памятью «со слезами на глазах», у нас должны быть и другие предметы для исторической гордости. И  в данном случае, Старая Ладога подходит как нельзя лучше. Можно спорить о том, была ли она первой столицей Руси, но то, что Рюрик пришел именно в Старую Ладогу и два года находился здесь – исторически доказанный факт.

Продвижение Старой Ладоги  - это еще один толчок для социально-экономического развития территории, причем не требующий вложения больших ресурсов, ведения какого-то масштабного строительства, влияющего на экологию. Вот почему - для меня очень важно, чтобы у нас появилось историческое место, которое бы мы раскручивали, которым бы мы гордились и которое всегда бы вспоминали, в связи с Ленинградской областью.     

- Теперь хотелось бы перейти к личным вопросам. Кто Ваши учителя: родители, книги, преподаватели, старшие коллеги – что от кого Вы взяли?

- Очень многое взял от родителей. Трудолюбие – от отца. Он работал в нелегкой отрасли - животноводстве, вставал в 5 утра, приходил поздно вечером, часов в 10-11, ужиная, буквально засыпал за столом… От мамы – человеческие качества – доброту, может быть, излишнюю, мягкость.

Школа далась мне нелегко, поскольку этих самых школ, особенно в последних классах, пришлось поменять несколько. Но как раз в школе учителя развили мои лидерские качества – я был председателем совета дружины, потом – секретарем комсомольской организации. И это при том, что в Ленинградскую область я приехал из Казахстана, и первый год здесь в школе (а был я тогда в пятом классе),  меня, худенького мальчика, со своим, восточным менталитетом, привычками, речью – попросту лупили. Но прошло два года – и я стал председателем совета дружины школы.

Похожая история была и потом, когда я после института  приехал в совершенно незнакомый мне район – Кингисеппский – работать старшим экономистом ЖКХ поселка Кингисеппский с окладом в 110 рублей, а через 10 лет стал первым всенародно избранным главой района. Так что здоровых амбиций и упорства мне не занимать и спасибо за это школе, где мне все время приходилось что-то доказывать.

Учеба в институте давалась легко и студенческие годы стали для меня некоторой передышкой - временем познания мира. Мог в ночь накануне экзамена прочитать конспект, с утра пойти и получить «пять». Так что  больше времени отдавал тогда студенческим увлечениям: музыке, спорту, книгам.

К книгам пристрастился еще в школе, причем был тогда большим любителем русской классики: сам еще в пятом или шестом классе с удовольствием прочитал на каникулах «Войну и мир». В студенческие годы – перечитал всю мировую классику. Потом было увлечение книгами по политэкономии. Читал всегда «запоями»: увлечет меня, скажем Тургенев, читаю сразу 4-5 томов собрания сочинений. В институте, помню, так, «запоем» перечитал всего Сомерсета Моэма. Сейчас, увы, на книги времени нет.

Что касается профессиональной подготовки, то мне в этом смысле тоже повезло: после института я попал в обойму молодых специалистов, которых заметил обком партии и целенаправленно готовил в руководители.  Первые пять лет, я, без отрыва от работы, постоянно учился: сначала были курсы для будущих директоров предприятий, потом – Высшая партийная школа, затем – школа менеджеров.

- Какие главные человеческие качества Вы цените в других людях?

-  Ответственность и порядочность.

- А какие качества цените в себе?

- Наверное, упорство, иногда, граничащее с упрямством. Еще ценю в себе сострадание, неравнодушие к судьбам людей. Я не интриган по натуре.

- Ваши главные недостатки?

- Не авторитарен и не резок, что, наверное, для руководителя - плохо.

- Кто Ваши любимые люди?

- На первом месте у меня, конечно, семья: жена и дети. Потом – мама, Царствие ей Небесное,  и папа, сестра. Друзья, которых очень мало.

- Кого бы Вы могли назвать своим идеалом: в политике, литературе, поэзии, на войне и пр.?

- Мне очень нравятся люди, которые много сделали в молодом возрасте, но, к сожалению, очень быстро «сгорели»: из полководцев - Александр Македонский, из поэтов - М.Ю. Лермонтов, из политиков – Черчилль – человек с огромной работоспособностью, чувством юмора и любовью к жизни.

- Расскажите про Ваш рабочий график.  Как планируете день: с использованием компьютера или с помощниками? У вас на столе iPad – пользуетесь им в работе?

- Рабочий день у меня начинается достаточно рано – в 8 утра, график жестко расписывается до 19 часов, но это не значит, что на этом рабочий день заканчивается – просто рабочих совещаний после 19-ти я, как правило, не провожу, дальше – идут уже точечные встречи и работа с документами.

Сейчас я тестирую новый планшет c системой электронного документооборота: все документы, не требующие личной подписи, я «расписываю» теперь через этот планшет. Очень удобная, современная система, позволяющая работать с документами в дороге, и в тоже время не возить с собой огромные папки: ведь к каждому проекту постановления Правительства – идет по 100 листов различных справок и пояснений. Теперь – все это в планшете. Я вообще очень восприимчив ко всему новому, хотя, признаюсь, первые два месяца на рабочем столе у меня компьютера не было – вот только на днях попросил, чтоб поставили.

Что касается помощников, то основной костяк тех, кто работал с Валерием Сердюковым, я сохранил, часть людей перешли со мной из КУГИ, просто потому, что многие вещи мне уже не нужно им объяснять. Однако перешли они не на ключевые должности, так что опасения тех, кто говорил, что со мной придет команда из Леноблкомимущества не оправдались. Точно так же как не оправдались и опасения тех, кто предрекал, что со мной в Правительство области придут сплошь выходцы из Кингисеппа: правительство сформировано, но ни одного человека из Кингисеппа в нем нет.

Иногда говорят: в Правительство области пришли «выборгская» или же «ЛСР-овская» группировки. На самом деле никаких группировок в правительстве области нет. Есть люди, которых я подбирал, не скрою, по рекомендациям, поскольку у меня, как у любого вице-губернатора своей «скамейки запасных» на посты в областном правительстве не было и не должно было быть. В КУГИ со мной трудились люди, способные эффективно работать на том направлении, которое я возглавлял. И было бы абсурдно ждать, что я или какой-либо другой вице-губернатор, будучи на своей должности, задолго подбирал бы будущую команду, на случай, если он станет главой региона.

Сейчас идет притирка новой команды, в будущем - люди будут меняться – в зависимости от оценки эффективности их работы, и в том числе, с учетом мнения глав районов, депутатов, общественности.     

- И последний вопрос:  в чем смысл жизни?

- В это понятие я вкладываю слишком много, чтобы ответить однозначно и односложно. Наверное, чтоб дети и родители тобой гордились, чтоб твои поступки были оценены. Но оценены, только в том случае, если окружающим они видятся правильными. Если же ты сам свои поступки считаешь правильными, а люди вокруг тебя их не оценили – значит, надо задуматься - а правильные ли это действительно поступки?

Конечно, каждый амбициозный человек хочет оставить после себя что-то реальное: чтобы люди вспоминали – «а вот это построено при нем!» Я по натуре – созидатель, и даже в самые трудные времена, когда работал главой администрации Кингисеппского района, всегда  старался, чтобы - хоть самая минимальная часть бюджета – но направлялась на строительство. Чтоб люди видели краны, видели работу строителей, получали новые объекты. Пусть в ту пору это было, как правило, завершение советского долгостроя, но люди видели: что-то делается – появилась больница, школа, дом престарелых, новый жилой дом. Значит, жизнь продолжается.

Вот это для меня – главное. Только очень важно, чтобы любое строительство было реально нужным для людей. Вынос правительства области на ее территорию людям не нужен. Им нужны детские сады. И если мы, как собираемся, построим их, по программе, несколько десятков, тогда люди скажут: «Да, был человек, при котором интенсивно строились детсады и решилась эта проблема». И вот это будет уже хорошо.

Игорь Акопян, "Леноблинформ"

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости