|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Какому должностному лицу направить свою жалобу? Какой орган вправе принимать решения по тем или иным вопросам? Ведь даже обоснованное и грамотно составленное обращение обречено на неудачу, если оно направлено не по назначению. Так давайте разберемся, какие органы власти могут помочь в вопросах, которые люди наиболее часто затрагивают в своих жалобах и ходатайствах.
Система органов власти
Прежде, чем перейти к анализу предметов ведения органов власти – необходимо понять их структуру. Если говорить о таком субъекте РФ как Ленинградская область, то на его территории управление осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Структуру органов государственной власти Ленинградской области составляют:
Что же касается местного самоуправления, то на территории Ленинградской области расположено 17 муниципальных районов, в каждом из которых сформированы свои органы местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
В чем принципиальная разница между местным и государственным управлением?
Главное отличие местного самоуправления от государственного — в масштабе решаемых задач. В первом случае, власти занимаются проблемами конкретного муниципалитета. А органы государственной власти, в свою очередь, решают задачи, которые касаются всего региона в целом.
При этом, оба вида управления довольно близки между собой по форме. В связи с этим, население зачастую ошибочно отождествляет муниципальные органы власти с государственными. Но следует понимать, что по Конституции РФ первые — независимы от вторых.
Итак, определившись, в чем разница между местным самоуправлением и государственным управлением, можно перейти к рассмотрению полномочий каждого из них.
Полномочия органов МСУ
В Ленинградской области сформирована двухступенчатая система местного самоуправления - на уровне поселений и на уровне муниципальных районов. Основной документ, который регулирует деятельность органов МСУ - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Двухуровневая система означает зависимость нижнего, поселенческого звена, от верхнего, районного.
Самые острые в экономическом и социальном плане вопросы возложены на поселения, и их полномочия выглядят следующим образом.
Обязанности администраций городских и сельских поселений
• Местная финансово-экономическая политика.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением; установление местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом поселения.
• Инфраструктурная политика.
Органы власти на уровне поселения занимаются организацией снабжения населения электричеством, теплом, газом и топливом, организацией транспортного обслуживания населения, содержанием автомобильных дорог и мостов (за исключением дорог и мостов федерального и регионального значения). В поселениях создаются условия для обеспечения населения услугами связи.
• Социальная, жилищная и культурная политика.
В компетенцию поселения входит обеспечение малоимущих граждан жильем, организация муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства. Местные власти создают условия для организации досуга, массового отдыха, библиотечного обслуживания, развития физической культуры и спорта, обеспечения жителей услугами торговли, бытового обслуживания, общественного питания. Охрана объектов культурного наследия местного значения также относится к компетенции поселения.
• Планирование и благоустройство территории.
К вопросам местного значения поселения отнесено планирование застройки, зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Власти поселения занимаются организацией благоустройства и озеленения территории, сбора и вывоза мусора, освещения улиц и установки указателей.
• Местные вопросы безопасности.
Вопросы пожарной безопасности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
• Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Обязанности администраций муниципальных районов
На следующем, районном «этаже», чиновники уполномочены разрешать следующие вопросы:
• Местная финансово-экономическая политика.
Аналогично поселениям, только в отношении бюджета, собственности, налогов и сборов муниципального района. Важнейшей функцией и политическим ресурсом районных властей является выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (т.е.финансовая помощь), входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
• Инфраструктурная политика.
Власти муниципального района занимаются организацией снабжения поселений электроэнергией и газом. В их компетенцию входит содержание и строительство автомобильных дорог между населенными пунктами (за исключением дорог федерального и регионального значения), организация транспортного обслуживания между поселениями. Муниципальный район также обеспечивает поселения услугами связи.
• Социальная, жилищная и культурная политика.
В компетенцию муниципального района входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, организация отдыха детей в каникулярное время. Власти района организуют оказание скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В компетенции района находится обеспечение поселений услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание библиотечного коллектора для поселений.
• Планирование и благоустройство территории.
Сюда относится территориальное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации. В компетенцию районов входят организация экологического контроля, организация мероприятий по охране окружающей среды. Район занимается вопросами утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
• Местные вопросы безопасности.
В компетенцию муниципального района входит организация охраны общественного порядка муниципальной милицией. Власти района также участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на своей территории.
• Опека и попечительство.
• Содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
По каждому из этих вопросов следует обращаться в Администрацию вашего муниципального района или поселения.
Стоит отметить, что в системе органов местного самоуправления нет судебных и прокурорских органов – они входят в структуру федеральной государственной власти.
Полномочия органов государственной власти Ленинградской области
Кроме муниципальных органов, на территории Ленинградской области действуют органы государственной власти. Регулирует их деятельность Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Устав ЛО.
Финансирование деятельности государственных органов в субъектах РФ осуществляется, так же как и муниципальных органов, за счет регионального бюджета. Так же могут предоставляться денежные пособия со стороны государства – субвенции.
Итак, какими же вопросами ведает областная власть, и в какие органы следует обращаться с той или иной проблемой?
N |
Государственная услуга |
В какой орган обращаться? |
1 |
Выдача и аннулирование охотничьего билета |
Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области |
2 |
Предоставление земельных участков, находящихся в собственности ЛО |
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом |
3 |
Оформление договоров аренды в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности ЛО |
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом |
4 |
Предоставление водных объектов и недр |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
5 |
Рассмотрение обращений юридических и физических лиц по согласованию местоположения границ земельных участков |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
6 |
Лицензирование образовательной деятельности |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
7 |
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции |
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
8 |
Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов |
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
9 |
Лицензирование медицинских и фармацевтических организаций |
Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
10 |
Направление граждан для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных средств |
Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
11 |
Решение вопросов, касающихся региональных дорог |
Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области |
12 |
Выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию |
Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области |
13 |
Выдача разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси |
Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области |
14 |
Выдача справок о статусе объекта культурного наследия, а также разрешений на проведение работ по их сохранению |
Комитет по культуре Ленинградской области |
15 |
Предоставление ежемесячной компенсации на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
16 |
Предоставление материнского капитала при рождении (усыновлении) третьего и последующего ребенка |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
17 |
Оформление гражданства, получение паспорта |
Территориальные подразделения УФМС |
18 |
Регистрация актов гражданского состояния |
Управление записи актов гражданского состояния Ленинградской области |
19 |
Регулирование энергетических систем, систем транспорта, связи и коммуникации |
Комитет по топливно-энергетическому комплесу, Комитет по транпорту, Комитет по дорожному хозяйству и Комитет по связи и информатизации соответственно |
20 |
Охрана общественного порядка; обеспечение осуществления правосудия мировыми судьями (в том числе применение мер уголовной ответственности) |
Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области |
Теперь, когда мы рассмотрели структуру и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, вы сможете направить свое обращение в компетентный орган, тем самым увеличив свои шансы на получение нужного отклика.
Также обращаем ваше внимание на необходимость оставлять у себя копии своих обращений, чтобы иметь возможность доказать, какого числа они были отправлены.
В следующих выпусках рубрики «Ваше право» мы расскажем, как правильно обращаться в органы прокуратуры и в суд, как подать заявление в полицию и как добиться исполнения решения суда.
Также вы можете направить интересующие вас юридические вопросы на наш электронный адрес lenoblinform@gmail.com с пометкой "Ваше право", и мы опубликуем ответ в нашей рубрике.
Елена Самсонова